Договор на оказание платных медицинских услуг – это основной документ, который медицинская организация  заключает с пациентом, желающим получить медицинские услуги на платной основе.

Напомним, что постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 были утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, которые уточняют, какие именно условия должны быть включены в договор.

Наличие договора, его содержание может быть предметом проверки не только Росздравнадзора, но и Роспотребнадзора, на который возложена проверка деятельности юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей по выполнению требованию законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области защиты прав потребителей.

Согласно статьи 16 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Об этом по какой-то причине забывают медицинские организации при оформлении своих отношений с пациентами.

Договор на оказание медицинских услуг является  публичным договором присоединения, при заключении договора потребитель фактически лишен возможности влиять на содержание условий соответствующего договора, следовательно, определять права и обязанности сторон по нему и соответственно является наименее защищенной стороной договора.

Многие медицинские организации берут образец договора из интернета, у знакомых и т.д., и  в результате  —  административная ответственность за нарушение прав потребителей  по ст. 14.8. КоАП РФ (со стороны Роспотребнадзора).

Правоприменительная практика постоянно меняется, иначе толкуя те или иные положения закона.  

В настоящий момент, знаковым, на наш взгляд, является постановление 9 Арбитражного апелляционного суда №А09АП-23486/2018 от 25.06.2018 г., которым суд встал на сторону Роспотребнадзора и привлек медицинскую организацию к административной ответственности за  нарушение прав потребителей.

Вот некоторые нарушение, которые суд выявил при анализе договора на оказание платных медицинских услуг:

  1. Незаконно возложение на потребителя обязанностей по предоставлению информации, не предусмотренной постановлением № 1006 — место рождения, паспорт, свидетельство о рождении, кем выдан, дата выдачи, адрес места регистрации.
  2. Незаконно включение в договор не предусмотренных законом обязательств по предоставлению потребителем информации о состоянии своего здоровья.
  3. Незаконно наличие в тексте договора формулировок «отказать в оказании медицинских услуг…», «медицинские услуги не оказываются, если», которые свидетельствуют о праве исполнителя на односторонний отказ от исполнения обязанностей, что ущемляет права потребителей.
  4. Незаконно включение условий об обязательности досудебного претензионного порядка рассмотрения споров. Правила соблюдения процедур (процессуальные правила) для обращения в суд не могут устанавливаться договором.

С полным текстом решения Вы можете ознакомиться у нас на сайте.

Учитывая, что в современном мире возрос уровень доступности информации, пациенты, они же потребители медицинских услуг чаще осведомлены о своих правах, чем сотрудники медицинской организации.

В большинстве случаев суд встает на сторону пациента по искам о взыскании денежных средств, только исходя из того, что договором не установлены или наоборот установлены условия не соответствующие закону.

Если сравнить размер административного штрафа и сумм, взыскиваемых по искам пациентов, то последние значительно превышают, т.к. взыскивается не только денежная сумма требований по договору, но и  штраф в размере 50 % за нарушение требований потребителя, неустойка.  

Подводя итог можно однозначно сказать, что наличие грамотно составленного договора позволяет медицинским организациям защититься от необоснованных требований пациентов в суде.

START TYPING AND PRESS ENTER TO SEARCH