Лазерная эпиляция. Необходима ли мед.лицензия?

Является ли лазерная эпиляция медицинской услугой, или СПА-услугой косметического характера?

Лазерная эпиляция – очень востребованная услуга на российском рынке индустрии красоты. И далеко не самая дешевая.

Поэтому желающих поучаствовать в ее оказании много, и студии лазерной эпиляции  открываются повсеместно, И, как правило,  этим занимаются индивидуальные предпринимателя, но также бывают и ООО.

Но как оценить эту услугу с юридической точки зрения?

В 2012 году были приняты два стандарты:  ГОСТ Р 55321-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению СПА-услуги. Общие требования”, “ГОСТ Р 55317-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. СПА-услуги. Термины и определения”.

В соответствии с ГОСТ Р 55321-2012 все СПА-услуги подразделяются на основные и дополнительные. В п. 4.2 ГОСТ Р 55321-2012 в качестве дополнительных услуг при оказании СПА-услуг указана эпиляция; в соответствие с Таблицей 1 в качестве компонента воздействия указана лазерная эпиляция.

В соответствии с п. 2.1.1 ГОСТ Р 55317-2012 под СПА-услугой понимается – услуга общеоздоровительного, косметического и/или релаксирующего характера, оказываемая в условиях высокой комфортности и относящаяся к одной или нескольким СПА-технологиям.

Пунктом 2.6.5 ГОСТ Р 55317-2012 в качестве дополнительной услуги в СПА предусмотрена эпиляция: удаление волос на коже лица и тела посредством разрушения волосяных луковиц.

В Примечании к названному пункту указано, что в зависимости от используемого метода или препаратов различаются биоэпиляция (эпиляция горячим или холодным воском, а также медом), электроэпиляция, фотоэпиляция, лазерная эпиляция. В СПА при наличии соответствующего оборудования и специально обученного персонала могут использоваться практически все виды профессиональной эпиляции.

Таким образом, ГОСТ Р 55321-2012 и 3 ГОСТ Р 55317-2012 относят эпиляцию к дополнительным СПА-услугам, не относящимся к услугам медицинского характера.

НО,

11.01.2017 года Минздравом России было опубликовано письмо № 17-2/66, согласно которого «Номенклатура медицинских услуг утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н и включает в себя медицинскую услугу “Проведение депиляции” с кодом услуги A14.01.012 и медицинскую услугу “Проведение эпиляции” с кодом услуги A14.01.013, вместе с тем услуги “восковая эпиляция”, “сахарная эпиляция (шугаринг)” не содержатся в указанной номенклатуре».

И при решении вопроса о виновности лиц по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ, суды делали однозначный вывод о том, что лазерная эпиляция является медицинской услугой, а для ее оказания необходима лицензия на осуществление медицинской деятельности.

И в качестве доказательства  принимались факты оказания услуги клиентам, наличие оборудования  для лазерной эпиляции, включение информации об эпиляции в прайс-лист.

10.10.2019  Верховный Суд РФ вынес решение по делу № АКПИ19-639 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей номенклатуры медицинских услуг, утв. приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н».

В решение суд указывает, что «в организациях, не имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, могут оказываться услуги по восковой, механической коррекции волосяного покрова проблемных зон, шугаринга с использованием парфюмерно-косметических средств немедицинским персоналом, а в медицинских организациях могут оказываться услуги по эпиляции с использованием лекарственных средств и медицинских изделий медицинскими работниками»

И после принятия указанного решения стали отменяться решения нижестоящих арбитражных судов о привлечении к ответственности по ч.2 ст. 14.1. КоАП РФ обосновывая свою позицию решением ВС РФ.

Пример, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2019 N 19АП-6650/2019 по делу № А36-7936/2019.

Суд указал, что  «услуга по эпиляции, в зависимости от целей и места и особенностей ее оказания может квалифицироваться как медицинская услуга и как не медицинская услуга.

В рассматриваемом случае прокуратурой не представлено доказательств того, что оказываемая предпринимателем услуга с учетом вышеприведенного толкования норм материального права является медицинской. Сама по себе констатация факта того, что эпиляция поименована в Номенклатуре медицинских услуг, с учетом вышеприведенных положений таким доказательством не является».

Но ситуация в скором времени должна снова измениться.

После такого проигрыша, надзорные органы будут  более тщательнее собирать доказательственную базу.

Кроме того, 02.10.2019 г. Росздравнадзор было опубликовано письмо № 01И-2391/19 «Об обращении фотоэпиляторов».

Согласно письму «продукция “Фотоэпиляторы”, предназначенная производителями для проведения эпиляции методами светового воздействия (технология IPL – интенсивный импульсный свет, лазерное излучение) в соответствии с положениями ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” относится к медицинским изделиям».

Также Росздравнадзор, особо обратил внимание организаций, дистрибьютеров и производителей указанной продукции на недопустимость обращения незарегистрированных медицинских изделий.

Если вы при оказании услуги по эпиляции используете фотоэпиляторы, которые по мнению Росздравнадзора в принципе относятся к медицинским изделиям, то вы оказываете медицинскую услугу. И для ее оказания необходима лицензия на медицинскую деятельность по профилю «Косметология»

За нарушения в сфере обращения медицинских изделий предусмотрена административная ответственность согласно статьям 6.28 и 6.33 КоАП РФ, размер наказания по которым достигает 5 000 000 руб.

За обращение незарегистрированных медицинских изделий  предусмотрена уголовная ответственность по ст. 238.1 УК РФ.

 Если у Вас возникли вопросы по оформлению лицензий на осуществление медицинской деятельности, в том числе для оказания услуг по эпиляции, обращайтесь к нам, в  том числе дистанционно.

Не копируйте текст!

START TYPING AND PRESS ENTER TO SEARCH