Новый внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности
Новые требования к организации и проведению внутреннего контроля качества в медицинских организациях.
07.06.2019 Минздрав России издал приказ № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».
Документ вступил в силу с 16.09.2019 и распространяет свое действие на МО государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения
Напомним, полномочия по организации ВКК в медицинских организациях перешли к Минздраву в конце 2018 года, в связи с внесением изменений в ст. 90 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
В 2018 года Минздравом был разработан проект приказа об организации ВКК, который повторял Предложения (практические рекомендации) по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации в поликлинике и стационаре.
Новый же Приказ отошел от указанных Предложений, не содержит оценочных листов.
Ранее организация ВКК в медицинских организациях осуществлялась по решению руководителя МО, и в большинстве случаев этим занималась Врачебная комиссии.
В проекте Приказа 2018 г. ВКК осуществлялся врачебной комиссией, структурным подразделением по качеству и безопасности медицинской деятельности (Служба по качеству) и руководителем медицинской организации.
В новом же Приказе в зависимости от вида медицинской организации по решению руководителя медицинской организации внутренний контроль организуется и проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю, включающей работников медицинской организации, и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности (далее – Уполномоченное лицо). И нет упоминания о Врачебной комиссии.
Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 502н регламентирующий деятельность Врачебной комиссии не отменен, в него не внесены изменения. Из чего следует, что наравне со Службой по внутреннему контролю (уполномоченным лицом) в медицинской организации будет работать и Врачебная комиссия.
Согласно Приказу внутренний контроль включает шесть мероприятий:
– оценку качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений путем проведения плановых и целевых (внеплановых) проверок;
– сбор статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, и их анализ;
– учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи);
– мониторинг наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;
– анализ информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов, сообщаемой медицинской организацией в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
– анализ информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий, сообщаемой медицинской организацией в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения
ВКК осуществляется путем плановых и целевых проверок, срок которых не должен превышать 10 рабочих дней
Предусмотрено 38 показателей, которые оцениваются при проведении проверки. В каждом случае число показателей будет зависеть от вида МО, перечня работ (услуг), указанных в лицензии, а также видов, условий и форм оказания медпомощи.
По итогам ВКК составляется отчет, включающий, в том числе выработку мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников, информация о которых доводится до сотрудников.
Важно!
Медицинским организациям необходимо начать работы по внедрению ВКК по новым правилам, поскольку наличие внутреннего контроля качества является лицензионным требованием для соискателей лицензии, а соблюдение порядка проведения такого контроля – для лицензиатов.
В целях организации и проведения внутреннего контроля в медицинской организации должны быть разработаны локальные нормативные акты, регламентирующие ВКК в медицинской организации.
Если вам необходимо привести документы в соответствии с действующим приказом, мы готовы для вас это сделать.